предметная фотосъемка, фотосъемка в студии, натюрморт,
http://ok-fotograf.ru/ [8 (910) 431-6917]
ГлавнаяАрхитектура/ИнтерьерыСвадьба / СемьяРепортаж/ПортретРазноеКонтакты



Освещение флористической композиции


_______ Фотография, как и любой другой вид искусства, предмет в большей степени интуитивный. И отсутствие на фотоаппарате кнопки «ШЕДЕВР» вызывает некоторые трудности. Эти трудности многократно возрастают, как только мы пожелаем использовать для фотосъемки искусственный свет, да ещё собрав вместе несколько источников. Безусловно, схем постановки света ограниченное количество, но они имеют бесконечное число вариантов. И окончательный выбор зависит от композиции, вашего вкуса, количества имеющихся источников света. Ну и от того, что в конечном итоге вы хотите получить на фотоснимке.

_______ Давайте сейчас поговорим о флористике. Она определяется как - дизайн интерьеров с помощью цветочных композиций. Но нас интересуют в контексте нашего разговора сами цветочные композиции. Точнее, возможные варианты их освещения искусственным светом.

_______ Главный принцип освещения флористических композиций – это имитация солнечного света. А что такое солнечный свет? Не с точки зрения физики, а с точки зрения нашего восприятия. Что мы видим, когда смотрим на предметы освещенные солнцем? Ярким солнцем или солнцем прикрытым небольшими облаками. Мы видим в большей или меньшей степени контрастно освещенную сцену. То есть объекты с ярко выраженными тенями. Закрытое плотными облаками светило даёт бестеневое освещение, но такой свет интересен разве что хирургам да тем, кто снимает репродукции. Мы никого не режем и картинами, в данный момент, не интересуемся. А потому, на ровно высвеченном букете хоть и будут видны все элементы композиции, но освещение получится несколько скучноватым.

_______ Солнце – яркий, точечный источник света. То, что мы можем видеть детали не только на освещенной поверхности, но и в тени – заслуга нашего глаза. Однако фотоаппарат, пусть будет так, видит несколько иначе. Динамический диапазон матрицы (т.е. способность различать полутона) не сопоставим с возможностью человеческого ока, а потому с одним источником света мы, скорее всего, потерпим неудачу. Нет, в принципе можно снимать и с одним осветительным прибором, но мне кажется, что минимальный набор для освещения флористической композиции должен содержать их как минимум четыре.

_______ Вот они -

_______ 1.Рисующий свет, ещё он называется «ключ». Он необходим нам для того, чтобы выявить фактуру, показать объем композиции. И, таким образом, имитировать солнечный свет. Какую насадку использовать на световом приборе? Как сказали в одном советском кинофильме – «…науке это неизвестно». Можно использовать софтбокс, зонт, рефлектор с сотами, рефлектор без сот. Выбор насадки зависит от композиции, а точнее от ее размера, от ее объема. И еще одна маленькая деталь: это цветочное чудо творил художник, которого мы называем флористом. Он вкладывал в него свои мысли, идеи. И задача фотографа при фотосъемке показать будущему зрителю эти мысли. Или, по крайней мере, подчеркнуть их. Чтобы зритель понял, что хотел сказать... не фотограф, нет, флорист! Обычно этот осветительный прибор располагают приблизительно под 45 градусов от линии фотоаппарат – объект. Приблизительно? Это потому, что то бесконечное число вариантов может быть ограничено только фантазией фотографа. При этом необходимо удерживать в голове определение «рисующего света» для ограничения собственной фантазии. (Рисующий свет формирует основной светооптический рисунок изображаемого объекта, устанавливает распределение света и тени, выражающие его форму, и определяется одним источником света).

_______ 2. Как я сказал выше, матрица видит несколько иначе, чем глаз. И контраст сцены, освещаемой единственным источником света, может не уложиться в ее динамический диапазон. И во избежание потери деталей, как правило в тенях, необходим ещё один источник света. Он называется – источник заполняющего света. Чем будем светить? Вопрос уже не такой сложный. Так как нам необходимо выровнять освещенные и неосвещённые участки, при этом не нарушив основного светового рисунка. Исходя из этого источник заполняющего света должен быть мягким, и тут вполне подойдет софтбокс. Правда, размеры его так же зависят от размеров снимаемой композиции. Одно надо помнить точно: располагать его необходимо по линии объект – фотоаппарат, и желательно за фотоаппаратом. Однако, если фотограф понимает, что делает он может нарушить эту рекомендацию и установить заполняющий свет там, где ему хочется. С условием конечно, что световой прибор останется источником заполняющего света.

_______ 3. На этом можно было бы остановиться. Но! Наша неплохо освещенная композиция выглядит плоско, необъемно и скучно. Поэтому, неплохо было бы использовать еще одну лампу, поставив её за объектом фотосъемки. Что-нибудь вроде рефлектора, установив в него соты. Называется этот источник - контровый свет. В отличие от остальных источников, которые можно перемещать как душа пожелает. В определенных пределах конечно. Расположение контрового светильника строго соблюдается: за объектом съемки, прямо на оптической оси объектива. Сдвигать его в сторону нельзя, иначе свет лампы попадет в объектив. Этот источник жесткого света дает линию светового контура на листве, что помогает выполнять сразу несколько задач. Или "убить несколько зайцев", это кому как нравится. Во-первых, освещенный контур придает композиции дополнительный объем, что никогда не бывает лишним при фотосъемке объемных предметов. А во-вторых, отделяет флористическую композицию от черной стены, на фоне которой она расположена.

_______ 4. Кстати о черной стене. Снимаем мы с искусственным светом в темном помещении, и если помещение это более менее просторно, то фон нашей композиции будет освещен весьма слабо. Согласно закону обратных квадратов. Закон формулируется следующим образом: относительная освещенность на любом радиальном расстоянии от точечного источника света обратно пропорциональна квадрату этого расстояния. Практически закон обратных квадратов означает следующее:

_______- при увеличении расстояния в два раза освещенность уменьшается в четыре раза;

_______- при увеличении расстояния в три раза освещенность уменьшается в девять раз;

Из этого следует, чтобы осветить фон, необходим еще один источник света. В качестве насадки вполне подойдет тот же рефлектор со шторками. Это чудесное приспособление дает ограниченное световое пятно, что и требуется для достижения нужного художественного эффекта. На фоне такого освещения цветочная композиция только выиграет, приобретя дополнительный объем.

_______Теперь надо понять, что делать с экспозицией. Вариантов великое множество, но если сделать разницу между заполняющим источником света и рисующим в 1,0 – 1,5 ступени (естественно в минус от «ключа»), то маловероятно, что мы ошибемся. Такой разброс необходим для создания контрастного освещения, что соответствует солнечному свету. Ещё надо помнить, что темный цвет требует увеличенной экспозиции и если для белого цвета достаточно 1,5 ступеней от «ключа», то для темных цветов лучше будет не более 1 ступени.

_______ Эффект солнечного освещения дает, как ни странно, контровый свет. И для его «проявления» экспозицию стоит поднять хотя бы на 0,5 ступени больше «ключа». Из собственного опыта могу сказать, что на желтых цветах контровый свет надо делать не на 0.5, а на 1 ступень выше.

_______ Композиция создается, как правило, для украшения интерьера. Из этой посылки и определяется точка съемки флористической композиции: либо с высоты стоящего человека, либо с высоты человека сидящего. Конечно, если снять какую-либо композицию с очень низкой точки, скажем от пола, возможно, она будет смотреться очень неожиданно и концептуально. Но если мы не ставим перед собой задачи сказать «эх, посмотрите, как я могу!» - так снимать не стоит. Художник собирал эти композиции с определенными (как я говорил выше) мыслями и идеями. И маловероятно, что он рассчитывал на людей, которые будут рассматривать его произведение, валяясь на полу.

_______ Ну и ещё раз про высоту точки съемки. Она непосредственно зависит от размеров флористической композиции. Мы понимаем, что небольшие композиции человек рассматривает с близкого расстояния, а значит, угол съемки большой. Напольными композициями наслаждаются с расстояния, соответственно угол фотосъемки уменьшается.

_______ Конечно, флористы размещают свои произведения на «оазисах», со всей тщательностью декорируя это. Но во множестве случаев композиции выстраиваются в стеклянных сосудах. Стеклянная поверхность также требует освещения. Для этого понадобится еще некоторое количество источников света. Желательно с узким лучем. Но это уже по возможностям. А для начала, по обе стороны стеклянной вазы, по линии перпендикулярной плоскости матрицы фотоаппарата неплохо будет поставить две картонки окрашенные в черный цвет. Их еще называют черными флагами, а если совсем не политкорректно, то «неграми». Осветить они ничего не осветят, но создадут черный контур на гранях стеклянного сосуда, что позволит вышеуказанному сосуду не потеряться на фотоснимке. И уж совсем неплохой результат можно получить, если осветить стеклянную емкость снизу. Такой подсветкой мы не только добьемся освещения стекла, но и высветим композицию, расположенную внутри сосуда. Это добавит снимку дополнительный объем. И изображение станет значительно интереснее.

_______ Напоследок я традиционно предостерегу от использования крайних значений диафрагмы на объективе. В результате дифракции можно вместо резкой картинки получить «замыленное» изображение. Диафрагмы 8f или, в крайнем случае, 16f вполне достаточно для того, чтобы ваши снимки были идеально резкими. Конечно при условии, что вы почитаете что-нибудь о гиперфокальном расстоянии, но это уже самостоятельно.

_______ Да, чуть не забыл! Как мы знаем, солнце у нас единственное дневное светило. И у освещенных им предметов всего одна тень. Правда, правда. Вы сами можете в этом убедиться, выйдя солнечным днем на улицу. Это я к тому: когда будете экспериментировать со светом, внимательно следите, чтобы у снимаемой композиции была всего одна тень. Потому как две, три или еще больше теней это как-то не похоже на естественное освещение. На этот совет не стоит обращать внимание, если вы специально задумали такой световой рисунок. Пути художника неисповедимы…

* Оазис (флористическая губка, флористический пенопласт, пиафлор) – искусственный пористый материал с капиллярными свойствами, хорошо впитывающий и долго удерживающий влагу. В оазис вставляются стебли цветов при изготовлении флористической композиции Основные функции оазиса – надежно держать цветы и удерживать влагу для того, чтобы цветы дольше сохраняли свежесть.

Copyright © Кудачкин О.

Copyright © 2009-2018. Профессиональный фотограф Олег Кудачкин. 8 (910) 431-6917. E-mail:oleg@ok-fotograf.ru
Все права на фотографии принадлежат автору.
Копирование и распространение материалов сайта www.ok-fotograf.ru разрешено только при указании активной прямой ссылки на сайт.